С 1 апреля 2021 года бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» (далее – учреждение) начат прием заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее также – заявление).
За период с 1 апреля 2021 года по 12 ноября 2021 года в учреждение поступило 433 заявления.
Динамика поступления заявлений по месяцам выглядит следующим образом:
Способы подачи заявлений
Учреждением реализована возможность подачи заявлений:
- лично (в учреждение или в МФЦ);
- почтовым отправлением на адрес учреждения (далее – почтой);
- в электронном виде (с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» - на электронный адрес учреждения).
Наиболее популярным способом подачи заявления является - подача документов в электронном виде.
Круг заявителей
Заявления в учреждение подаются как физическими, так и юридическими лицами. От общего количества поступивших заявлений, 60 % приходится на заявления, поданные в учреждение юридическими лицами.
.
Виды объектов недвижимости
В отношении объектов капитального строительства в учреждение поступило 266 заявлений, что составляет 61 % от общего числа поступивших заявлений. По земельным участкам поступило 167 заявлений, все земельные участки отнесены к категории земель «земли населенных пунктов».
По назначению и разрешенному использованию объекты недвижимости представляют собой производственные, складские, торговые и офисные объекты, объекты дорожного сервиса.
Территориальное расположение объектов недвижимости
Распределение объектов недвижимости, в отношении которых представлены в учреждение заявления по их территориальному расположению относительно муниципальных образований, выглядит следующим образом
Наибольшее количество заявлений поступило в отношении объектов недвижимости, расположенных в городе Сургуте их доля составляет 37 % от общего количества заявлений, поступивших в учреждение.
Результат рассмотрения заявлений (статус заявлений)
БУ «Центр имущественных отношений» осуществляет проверку представленного заявления и документов в два этапа:
I этап - проверка заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на соответствие требованиям, установленным статьей 22.1. Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке) и Приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0287 и направление в адрес заявителя уведомления о поступлении заявления или уведомления о возвращении заявления без рассмотрения.
II этап – проверка представленного отчета на соответствие установленным требованиям и принятие решения в соответствии с частью 11 статьи 22.1. Закона кадастровой оценке.
По состоянию на 12.11.2021 года завершено рассмотрение 92 % заявлений.
Заявления со статусом «в работе» проходят проверку:
II этапа – 34 заявления.
Согласно положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в случае отрицательно результата рассмотрения заявления, заявитель обладает правом повторно обратиться в учреждение с заявлением.
Анализ поступивших заявлений показал, что в учреждение повторно были поданы заявления в отношении 84 объектов недвижимости.
В отношении 38 объектов, заявления в учреждение были поданы в третий раз, по 17 объектам – четвертый раз, по 4 объектам – в пятый раз.
Значение итоговой рыночной стоимости в отчетах
Государственная кадастровая оценка земельных участков, отнесенных к категории земель «земли населенных пунктов» была проведена в 2014 году. В рамках массовой оценки кадастровая стоимость объектов капитального строительства была определена на 01.01.2019.
Положения статьи 22.1. Закона о кадастровой оценке регулируют процедуру установления кадастровой стоимости в размере рыночной, а не оспаривание кадастровой стоимости. Кроме этого, в соответствии с требованиями данной статьи заявление в учреждение может быть подано при условии, что не истек шестимесячный период с даты определения рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке.
Учитывая изложенное выше, с одной стороны не логично сравнивать значение кадастровой стоимости определенной в рамках проведения государственной кадастровой оценки в 2014 и 2019 годах и рыночной стоимостью, определенной в 2021 году, но для понимания ситуации, при которой установленная рыночная стоимость будет в последующем применена для целей налогообложения, это необходимо.
Анализ определенной рыночной стоимости, указанной в отчетах об оценке показал, что диапазон отклонения от ранее определенной кадастровой стоимости составляет:
- по земельным участкам от «– 12%» до «-95%»;
- по объектам капитального строительства от «-9%» до «-96%».
При этом, в отношении четырех объектов капитального строительства определенная рыночная стоимость в отчете выше кадастровой стоимости на 69%, 91%, 92%, 184%.