Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Перечень типовых замечаний к отчету об оценке объекта оценки

05.07.2022
Перечень типовых замечаний к отчету об оценке объекта оценки

С 1 апреля 2021 года бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» (далее – учреждение) осуществляется прием заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее также – заявление).

За период с 1 апреля 2021 года по 30 июня 2022 года в учреждение поступило 1186 заявлений, из которых приняты положительные решения по 170 заявлениям, отрицательные решения по 667 заявлениям, возвращено без рассмотрения 282, в работе находится 67 заявлений.

Отрицательные решения приняты в соответствии с частью 11 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» при выявлении всех нарушений требований законодательства об оценочной деятельности допущенных при составлении отчёта об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

 

Форма типовых замечаний

Суть замечания

Обоснование замечания согласно законодательству в сфере оценочной деятельности (ФЗ-135, ФСО, Методические рекомендации и другое)

1

В большинстве отчетов отсутствуют фотографии внутренних помещений объекта оценки. Есть отчеты в которых присутствуют фотографии только фасадов, взятые из открытых источников (скриншоты Яндекс карты, googlemaps), либо фото объекта не соответствует дате осмотра, указанной в отчете. Если в оцениваемом объекте присутствуют офисы и торговые помещения, Оценщик не приводит значения площадей.

ст. 11 ФЗ 135 Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки.

2

В отчете отсутствует описание сегментов рынка, их характеристик и соотношение объектов оценки к одному из них, в результате чего Оценщик неверно идентифицирует объект оценки. В большинстве случаев Оценщик относит объект к торгово-офисным помещениям без дальнейшей сегментации. Отсутствует анализ рынка, к которому относится объект оценки. Оценщик в этом разделе собирает различную информацию, которую смог найти в интернете, в большинстве случаев, не имеющую отношение к анализу рынка.

п. 5 ФСО №3 При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:
в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;
информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;
содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

3

В некоторых отчетах встречается отсутствие обоснования в отказе от использования "Затратного подхода".

п. 8 и ФСО №3 описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов.

4

Оценщик манипулирует вводимыми поправками при определении стоимости. Чаще всего, как указано выше, не определив сегмент рынка объекта оценки, использует Объекты-Аналоги мало схожие с объектом оценки, корректировки "на красную линию", "местоположение". Например рассматривая объект в городе с населением 40-60 тыс. чел. Оценщик ссылаясь на невозможность найти Объекты-Аналоги в таком городе расширяет область поиска Аналогов и в последствии использует Аналоги из городов с населением 200-300 тыс. чел., и на основании сборников Лейфера необоснованно занижает их стоимость.

п. 22 ФСО №7 Применение сравнительного подхода к оценке недвижимости.

5

При применении доходного подхода Оценщик не определяет арендопригодную площадь, манипулирует определением арендной ставки (использует малосхожие Объекты-Аналоги), а также ставкой капитализации.

п. 23 ФСО №7 Применение доходного подхода к оценке недвижимости.

6

Оценщик манипулирует выбором Аналогов при расчете стоимости воспроизводства, а также процентом совокупного износа объекта оценки, определяет физический износ экспертным путем без обоснования. Отсутствуют разъяснения при определении функционального и внешнего износов.

п. 24 ФСО №7 Применение затратного подхода к оценке недвижимости.

7

В отчете отсутствует обоснование присвоения весовых коэффициентов или их расчет при согласовании результатов, полученных различными подходами, вес подхода в окончательной стоимости объекта оценки определяется либо экспертным путем, либо без обоснования.

п. 26, 27 ФСО№7 Согласование результатов оценки недвижимости, полученных с использованием различных методов и подходов, к оценке, и отражение его результатов в отчете об оценке осуществляются в соответствии с требованиями ФСО № 1 и ФСО № 3 п. 25 ФСО №1. В случае использования нескольких подходов к оценке, а также использования в рамках какого-либо из подходов к оценке нескольких методов оценки выполняется предварительное согласование их результатов с целью получения промежуточного результата оценки объекта оценки данным подходом.

8

В большинстве отчетов раздел предусмотренный п. 30 ФСО№7 отсутствует.

п. 30 ФСО№7 После проведения процедуры согласования оценщик, помимо указания в отчете об оценке итогового результата оценки стоимости недвижимости, приводит свое суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость.

9


Оценщик занижает рыночную стоимость объектов оценки на величину НДС, ссылаясь на кассационное решение и письмо Минэкономразвития 2015, 2016 г. г., что является грубой ошибкой. Согласно данным сайта (https://sroarmo.ru/blog/nds-pri-osparivanii-kadastrovoy-stoimosti-razyasneniya-i-rekomendacii) при определении рыночной стоимости недвижимого имущества для целей оспаривания результатов определения кадастровой стоимости НДС не учитывается, не выделяется отдельно в составе итоговой стоимости, не вычитается откуда-либо. Поэтому используя данные об объектах-аналогах с последующим вычетом из их стоимости (предложения или сделки) НДС, оценщик искажает величину налогооблагаемой базы.

Исключение НДС из итоговой стоимости.