С 1 апреля 2021 года бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр имущественных отношений» (далее – учреждение) осуществляется прием заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее также – заявление).
За период с 1 апреля 2021 года по 30 июня 2022 года в учреждение поступило 1186 заявлений, из которых приняты положительные решения по 170 заявлениям, отрицательные решения по 667 заявлениям, возвращено без рассмотрения 282, в работе находится 67 заявлений.
Отрицательные решения приняты в соответствии с частью 11 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» при выявлении всех нарушений требований законодательства об оценочной деятельности допущенных при составлении отчёта об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Форма типовых замечаний |
||
№ |
Суть замечания |
Обоснование замечания согласно законодательству в сфере оценочной деятельности (ФЗ-135, ФСО, Методические рекомендации и другое) |
1 |
В большинстве отчетов отсутствуют фотографии внутренних помещений объекта оценки. Есть отчеты в которых присутствуют фотографии только фасадов, взятые из открытых источников (скриншоты Яндекс карты, googlemaps), либо фото объекта не соответствует дате осмотра, указанной в отчете. Если в оцениваемом объекте присутствуют офисы и торговые помещения, Оценщик не приводит значения площадей. |
ст. 11 ФЗ 135 Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки. |
2 |
В отчете отсутствует описание сегментов рынка, их характеристик и соотношение объектов оценки к одному из них, в результате чего Оценщик неверно идентифицирует объект оценки. В большинстве случаев Оценщик относит объект к торгово-офисным помещениям без дальнейшей сегментации. Отсутствует анализ рынка, к которому относится объект оценки. Оценщик в этом разделе собирает различную информацию, которую смог найти в интернете, в большинстве случаев, не имеющую отношение к анализу рынка. |
п. 5 ФСО №3 При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: |
3 |
В некоторых отчетах встречается отсутствие обоснования в отказе от использования "Затратного подхода". |
п. 8 и ФСО №3 описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов. |
4 |
Оценщик манипулирует вводимыми поправками при определении стоимости. Чаще всего, как указано выше, не определив сегмент рынка объекта оценки, использует Объекты-Аналоги мало схожие с объектом оценки, корректировки "на красную линию", "местоположение". Например рассматривая объект в городе с населением 40-60 тыс. чел. Оценщик ссылаясь на невозможность найти Объекты-Аналоги в таком городе расширяет область поиска Аналогов и в последствии использует Аналоги из городов с населением 200-300 тыс. чел., и на основании сборников Лейфера необоснованно занижает их стоимость. |
п. 22 ФСО №7 Применение сравнительного подхода к оценке недвижимости. |
5 |
При применении доходного подхода Оценщик не определяет арендопригодную площадь, манипулирует определением арендной ставки (использует малосхожие Объекты-Аналоги), а также ставкой капитализации. |
п. 23 ФСО №7 Применение доходного подхода к оценке недвижимости. |
6 |
Оценщик манипулирует выбором Аналогов при расчете стоимости воспроизводства, а также процентом совокупного износа объекта оценки, определяет физический износ экспертным путем без обоснования. Отсутствуют разъяснения при определении функционального и внешнего износов. |
п. 24 ФСО №7 Применение затратного подхода к оценке недвижимости. |
7 |
В отчете отсутствует обоснование присвоения весовых коэффициентов или их расчет при согласовании результатов, полученных различными подходами, вес подхода в окончательной стоимости объекта оценки определяется либо экспертным путем, либо без обоснования. |
п. 26, 27 ФСО№7 Согласование результатов оценки недвижимости, полученных с использованием различных методов и подходов, к оценке, и отражение его результатов в отчете об оценке осуществляются в соответствии с требованиями ФСО № 1 и ФСО № 3 п. 25 ФСО №1. В случае использования нескольких подходов к оценке, а также использования в рамках какого-либо из подходов к оценке нескольких методов оценки выполняется предварительное согласование их результатов с целью получения промежуточного результата оценки объекта оценки данным подходом. |
8 |
В большинстве отчетов раздел предусмотренный п. 30 ФСО№7 отсутствует. |
п. 30 ФСО№7 После проведения процедуры согласования оценщик, помимо указания в отчете об оценке итогового результата оценки стоимости недвижимости, приводит свое суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость. |
9 |
|
Исключение НДС из итоговой стоимости. |