Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Как получить разъяснения по результатам государственной кадастровой оценки?

С чем связано неравномерное изменение кадастровой стоимости земельных участков, не только в разрезе поселений, но и в разрезе отдельных видов разрешенного использования.

Причиной изменения кадастровой стоимости земельных участков является значительный период времени, с даты проведения последней государственной кадастровой оценки (далее – ГКО) земельных участков отнесенных к категории земель «земли населенных пунктов», изменения характеристик в сведениях о земельных участках в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), изменение методики массовой оценки объектов недвижимости, а также действующий в настоящее время порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основе средних и минимальных значений удельных показателей кадастровой стоимости за квадратный метр (статья 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Например, согласно п. 61.2.3. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков с кодом вида использования 12:001 «Размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, площадей, проездов» определяется методом моделирования средний значений УПКС. В рамках предшествующего тура ГКО земель населенных пунктов в 2015 году оценка проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, согласно п. 2.5 которых, кадастровая стоимость таких земельных участков не рассчитывалась, а устанавливалась равной 1 (одному) рублю за земельный участок.


Почему установлены разные коды видов разрешенного использования для земельных участков, используемых для одинаковых целей?

В сведениях ЕГРН информация о ВРИ содержится в нескольких графах.

Определение учреждением кода ВРИ произведено в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям, с учетом исходной информации, отраженной в следующих графах перечня объектов оценки «вид использования по документам», «описание вида разрешенного использования», «вид использования участка», «площадь», «категория земель», «адрес местоположения земельного участка», «неформализованное описание». Следовательно, при наличии различий в значениях указанных характеристик земельные участки были отнесены к соответствующему коду ВРИ.

Например, вид использования по документам «для ведения личного подсобного хозяйства», а в описании вида разрешенного использования у одного земельного участка, указано «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках», что приводит к различию в группировке земельных участков (оба относятся к одному сегменту «Сельскохозяйственное использование», но к разным подгруппам).


Почему земельные участки, расположенные на одной территории, имеют разные удельные показатели кадастровой стоимости?

Кадастровая стоимость земельных участков определялась согласно виду разрешенного использования, на основании, определенных значений ценообразующих факторов и методики расчета. Значения ценоборазующих факторов определялись отдельно для каждого земельного участка, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости, что повлекло за собой различие в значениях факторов, использованных для расчета кадастровой стоимости, и, следовательно, стоимости объектов.

Так для земельных участков, отнесенных непосредственно к садоводству учитывалась форма земельного участка, его расположение в зоне подтопления (затопления), наличие ограничений, накладываемых зоной с особыми условиями использования территорий.


Как будет определяться кадастровая стоимость вновь учтенных земельных участков, ранее учтенных земельных участков в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и земельных участков, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения после 01.01.2022?

Определение кадастровой стоимости указанных земельных участков будет осуществляться учреждением по алгоритмам, предусмотренным Методическими указаниями с применением подходящей по виду использования земельного участка модели оценки на основе результатов государственной кадастровой оценки 2022 года.

Датой определения кадастровой стоимости вновь учтенных земельных участков будет являться 1 января 2022 года.

Как будет применяться кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная в 2022 году?

Для исчисления земельного налога - с 2024 года (для физических и юридических лиц).

С 2024 и далее для физических лиц за земельные участки с видом разрешенного использования: для садоводства, огородничества, ИЖС, под гаражами (то есть для всех земельных участков кроме тех, которые используются в предпринимательской деятельности) сумма налога, подлежащая уплате, не может превышать более чем на 10% сумму налога, начисленного за предыдущий период. (пункт 17 статьи 396 Налогового кодекса)

С 2024 года - за земельные участки, принадлежащие юридическим лицам. При этом, ставки по земельному налогу устанавливаются исключительно представительными органами местного самоуправления, но не превышая максимальных ставок, предусмотренных статьей 387 Налогового кодекса (в зависимости от вида использования 0,3% или 1,5%).

Для расчета арендной платы - с 2023 года. 



Как получить разъяснения по результатам государственной кадастровой оценки?

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, после утверждения результатов определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», БУ «Центр имущественных отношений» предоставляются разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости в отношении:

— земельных участков, отнесенных к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, земли водного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности;

— зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Порядок предоставления обращения, о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости размещен на сайте БУ «Центр имущественных отношений» в разделе Определение кадастровой стоимости/Услуги/Рассмотрение обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.


В течение какого срока можно подать заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной?

Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее также – заявление об установлении рыночной стоимости, заявление) установлен статьей 22.1. Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».  

Согласно части 7 статьи 22.1. Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложении к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Кроме этого, одним из оснований для возврата без рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости является случай:  

- если заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ установлены ограничения по предоставлению в бюджетное учреждение отчета об оценке, в случае если дата, по состоянию на которую определена рыночная оценка превышает шесть месяцев на дату, предоставления такого отчета вместе с заявлением об установлении рыночной стоимости.

Пример:

Дата подачи в бюджетное учреждение заявления об установлении рыночной стоимости – 20.04.2021.

Дата, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – 01.01.2019.

На момент подачи заявления – 20.04.2021 истек шестимесячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости – 01.01.2019. Данное обстоятельство является основанием для возврата без рассмотрения данного заявления об установлении рыночной стоимости.


С какой даты будет применяться кадастровая стоимость, установленная решением бюджетного учреждения по заявлению об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости?

Согласно пункту 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Опубликовано: 20.11.2020 17:57:49        Обновлено: 30.11.2022 16:39:30